Татьяна (sagenka) wrote,
Татьяна
sagenka

Categories:

Семейное обучение. Как начать?

В последнее время вижу увеличение» зафренджа», предполагаю, что в основном это связано с темой семейного обучения.
Поэтому про уроки с Анной буду писать в свободном доступе, без замка.
Этот пост тоже оставлю для общения и вопросов по этой теме, с ссылкой в прикрепленном первом посте-знакомстве.
Для тех кто не на СО, читать неинтересно (много букв)

           Все чаще вижу у тех, кто собирается провести первый класс дома, свой уже подзабытый вопрос: «как?»
Как все организовать, какие учебники взять, как строить расписание, как быть учителем для своего ребенка?
За этим вопросом часто стоит естественный страх, который испытывала и я: совершить ошибку, недодать ребенку чего то важного, не справиться, наконец , с большой целью.
                Мой опыт совсем мал. Дочь на семейном обучении всего год. Но, может быть, кому то мой опыт покажется ценным именно поэтому, страх еще не забыт, уверенность «гуру домашнего обучения» не обретена.
Надо выдохнуть, ребята:)
Большая цель достигается маленькими шагами. Нужно начать.
Нужно выдохнуть еще раз:)
Учителя начальной школы обычные люди. Мы тоже, мы взрослые, состоявшиеся. Если дети 6-7 лет могут освоить программу 1го класса, то разве мы с вами не сможем того же самого? И у нас будет только один (два-три) ученика, а не 30 незнакомых вихрастых личностей. Наш ученик нам знаком со всеми его достоинствами и недостатками.
Педагогический талант? А вот выяснить насколько он есть, и можно его развить, тоже не узнаешь, пока не попробуешь.
Так что страх - долой!

Вопрос второй: «как все организовать»»? И вот сейчас повторю то, что обычно говорят «гуру СО», но со своими поправками, к которым мысленно прибавляем ИМХО, так все это «IMHO, In My Humble Opinion», как говорится.
Не нужно тащить школу домой. Почти все наши рамки, связанные с воспоминанием «как дается образование», вам не будут нужны. Просто потому, что в математику вы сможете играть, по окружающему миру делать опыты, читать книги на диване и наблюдать за природой. Для обучения чтению или урокам литературы, вам тоже скорее пригодится диван или пол, чем парта. И вот оно превращение ребенка в ученика, чтобы «все как положено», произойдет это на уроках письма и русского языка, ну и на математике немного. Писать все же удобнее за столом, чем на полу.

Как составить расписание, как писать поурочные планы?
Мне кажется, что здесь у каждого будет свой неповторимый индивидуальный опыт. Кому то удобнее «как в школе» с разнообразными уроками и таймером. Мы пробовали так же, но ушли от этого. Посчитали нецелесообразным. Только чем- то увлекся и нужно заканчивать и переключаться. Я постаралась внести разнообразие внутри урока, а не заменить другим.
Но в этом году попробуем новую схему, посмотрим какая окажется для нас более рабочей.
Можно для начала отталкиваться от школьных часов, для первого класса это примерно (в неделю):
Математика-4 часа
Окружающий-2 часа
Русский язык-4 часа
Чтение-3 часа
Письмо- 3-4 часа
Английский-2 часа (если есть)
ИЗО, Технология-1 час
    Но на самом деле, у вас теперь законное право распределять уроки так как вам удобно и интересно.
Про наш опыт можно читать по тегам Аня 6лет, СО, и по тегам предметов (математика, русский).
Так, например, мы откладывали «окружающий мир» как предмет до последнего, заменяя его просто чтением книжек и энциклопедий. И в итоге так и не прочитали. Оставила его для подрастающей дочки, авось пригодится. А вот читали мы литературу практически каждый день. И сейчас я оставляю Ане «чтение» как урок. На нем она читает то, что я считаю необходимым (поверьте, я стараюсь учитывать её желания, и часто навязанное перерастает в то, что она дочитывает уже сама без подсчета страниц). Остальное уже её право читать или нет. Сейчас её норма 25 страниц в день. Но норма уже жмёт, нужно увеличить.
Или «русский язык». Он у нас шел тоже как то без учета тем учебника. Я скопировала и распечатала себе, что должен знать и уметь ребенок по окончании 1 го класса и вот по этой памятке подбирала ей задания. А вот фонетический разбор я провела ознакомительным курсом и еще раз повторила его перед тестами.

   Честно скажу о минусах такого подхода. Аня не умеет отступать клеточки, оформлять задачи, правильно размещать тексты на странице. Списывает хуже, чем если пишет сама, так как пропускает буквы.
  Я сознательно пошла на это, рассудив, что став старше, она справится с этим быстрее и лучше, чем в 6 лет. В этом году мы пробуем научиться оформлять все правильно. Но это не является целью, так как считаю, что на это у нас есть время и в следующем году..
Что касается поурочных планов на месяц или год, то в первом классе я подарила себе роскошь не делать этого. Двигалась по распечатанным памяткам. Так как для одних тем хватало пары уроков, другие нужно было разбирать и повторять. Все планы летели кувырком. И я просто вела тетрадку. В ней выписывала конспектом то, что мы должны пройти, какие типы заданий, а потом усвоил, не понял, повторить и тд.

 Какие учебники и пособия использовать? Можно ли пользоваться не теми учебниками, которые заявлены в школе?
Кто ж вам помешает это сделать?:)
Опять же, внимательно прочитайте тесты, прочитайте и распечатайте то, что должен знать и уметь ваш ребенок по окончании класса. Каким путем вы придете к этой цели ваше личное дело.
Нужно ли выполнять все упражнения по порядку?
Зачем, например, вашему ребенку методично осваивать счет в пределах 10, если он уже делает это с легкостью? Пропускайте и двигайтесь дальше. То же самое касается и остальных предметов. Учебники рассчитаны на массовую школу и среднестатистического ученика. А ваш ребенок - ваш собственный проект, где то он отстанет, где то опередит, имеет право:)
Какие учебники самые лучшие?
Трудный вопрос, который придется решать самостоятельно.
По обучению чтению учебника не подскажу. Сама успешно учила девочек читать вот по этой книжке

(её плюсы готова озвучить отдельно)
Купила я и эту азбуку, чтобы по ней учить разукрашивать квадратики/


Ничего себе сколько она стоит!:) Если бы помнила, продала бы хоть, а так даже не помню где она, так как позанимались мы по ней только в сентябре. Все настолько элементарно, что растягивать дольше и не вышло бы.
Русский язык. В первом классе у нас была Соболева (и Рамзаева). Сейчас взяли Граник 2й класс и Закожурникову 3 класс. Если нужен один учебник, то Граник (Соболеву трудно купить, к сожалению)


Математика. Основной учебник Петерсон и Гейдман (в прошлом году, вместо Гейдмана, брали Моро и Истомину). Петерсон более интересна, но, если не хватает проработки материала, то Гейдман дает хорошую базу (еще хвалят Башмакова, но он у нас не прижился).
Вот такой краткий опыт получился.
Не знаю, смогла ли я кому-то помочь, но я старалась:)


Tags: Аня 6 лет, Аня 7 лет, СО, обучение
Subscribe

  • С Праздником!

    С Победой нас всех! Надеюсь, что мои дети будут помнить об этой Великой Победе своего народа! И гордиться!

  • (no subject)

    Не смогла не перепостить запись ниже! Я училась в Волгограде в Университете, недалеко от Дома Павлова. Каждый год мы с классом ездили на Панораму…

  • Несравненные и луноликие обитательницы гаремов

    Ниже уникальные снимки гарема шаха Насер ад-Дин Шах Каджар, властвовавшего в Иране с 1848 по 1895 год. Источник:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • С Праздником!

    С Победой нас всех! Надеюсь, что мои дети будут помнить об этой Великой Победе своего народа! И гордиться!

  • (no subject)

    Не смогла не перепостить запись ниже! Я училась в Волгограде в Университете, недалеко от Дома Павлова. Каждый год мы с классом ездили на Панораму…

  • Несравненные и луноликие обитательницы гаремов

    Ниже уникальные снимки гарема шаха Насер ад-Дин Шах Каджар, властвовавшего в Иране с 1848 по 1895 год. Источник:…